Главная Статьи Отзывы Ссылки Поддержка Контакты

Карта сайта

Rus | Eng

КиберМама.Ру - дети и компьютер. Раздел "Статьи"


Психологическая характеристика потенциально негативных последствий информационных технологий

А.Е.Войскунский А.Е.Войскунский

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, преподаватель факультета информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета

Глобальные компьютерные сети, Интернет, многочисленные WWW-сервисы не могут не быть признаны в качестве значимого потенциала развития общества и отдельного человека. По поводу потенциала социального развития принят ряд официальных документов на национальном и на межнациональном уровне (в частности, Окинавская хартия). Специалисты утверждают, что зарождается т.н. "сетевое общество", и исследуют принципиальные моменты его становления и развития [1, 2]. Относительно развития отдельного человека, и в частности психического развития, также высказано и обосновано мнение, согласно которому современные информационные и коммуникативные технологии обладают значимым потенциалом позитивного развития психологических свойств и качеств [2, 3, 4].

При этом - наряду с многочисленными позитивными прогнозами - едва ли не наибольшее внимание общества вызывают потенциально негативные аспекты применения информационных технологий (ИТ), в особенности детьми и подростками. Негативные моменты вызывают протест, иногда яростное отношение и готовность призывать к организационным мерам и санкциям, а иногда и применять их. Тенденция к административному запретительству, не опирающемуся на солидно обоснованные психолого-педагогические данные, нам представляется некорректной: ведь при этом вместо решения проблемы - реальной или мнимой - она попросту загоняется в подполье. Проблемы все равно рано или поздно выступят на белый свет: видимо, начальство разных уровней не без оснований полагает, что заниматься проблемами доведется следующему поколению администраторов.

Наибольшие споры среди специалистов, педагогов и заинтересованных родителей вызывают, сколько можно судить, следующие аспекты применения ИТ детьми и подростками: (1) возрастание агрессивности как результат систематической игры в компьютерные игры агрессивного содержания,
(2) элементы зависимости от компьютеров и Интернета (т.н. Интернет-зависимость),
(3) хакерство и любые несанкционированные, нелегальные или криминальные применения Интернета.

Рассмотрим коротко эти вопросы. Начнем с пункта первого.

1. Агрессивность сюжетов многих игр вполне очевидна даже неспециалисту. Это же относится ко многим сюжетам телепередач, доступных детям и подросткам, и данный факт также вызывает осуждение и немалое количество возражений. Более того, сюжеты многих предназначенных для детей книг или видеофильмов (включая даже сказки) содержат элементы агрессивности. Так что сама по себе агрессивность, насколько известно специалистам, не может быть полностью устранена из детского и подросткового сознания. Однако компьютерные игры, вполне вероятно, обладают определенной спецификой: в отличие от чтения книги или просматривания неинтерактивного фильма, игроки непосредственно заняты агрессивными действиями, включая убийства других игроков, мобов и т.п. Более того, визуальная картина игровых ситуаций (в том числе агрессивных) становится все более четкой и приближенной к реальности.

Следует отметить, что подавляющее большинство известных исследований этого вопроса принадлежат к числу корреляционных: мол, играющие в более агрессивные игры более агрессивны, чем их сверстники. Такого рода данные ничего не говорят в плане каузальном: вызвана ли повышенная агрессивность, зафиксированная у игроков, свойствами самих игр? Или же изначально более агрессивные дети и подростки предпочитают игры агрессивного содержания? Вопрос этот остается открытым. Решение его потребовало бы продолжительного (т.н. лонгитюдного) исследования с систематическими замерами уровня агрессивности у игроков и у представителей контрольной группы не-игроков. До настоящего же времени, невзирая на очевидную актуальность данной темы, более основательных данных, нежели корреляционные, в литературе не представлено.

Тут уместно высказать следующее допущение. Среди заядлых посетителей компьютерных клубов, в особенности игроков, наверняка встречаются т.н. проблематичные дети и подростки: не нашедшие места среди сверстников, по каким-то причинам "нелюбимые" дети, растущие в сложной семейной обстановке, а кроме того, вполне вероятно, характеризующиеся отставанием психического развития, акцентуациями характера и т.п. Эти дети и подростки, вне всякого сомнения, нуждаются в психологической помощи. Отлучение их от излюбленных ими игр не принесет пользы: нанесет психологическую травму, усугубит неприкаянность и может толкнуть их на необдуманные антиобщественные поступки. Много больше пользы принесла бы организация психологической службы для работы с проблемными детьми и подростками в местах их стихийного скопления, в том числе в компьютерных клубах. Другое предложение состоит в организации систематических психолого-педагогических исследований активности детей и подростков, связанной с применением компьютеров и Интернета. На основе таких исследований можно было бы ставить и решать вопрос о потенциальном формировании агрессивности под влиянием компьютерных игр. Можно было бы ставить и решать вопрос о лицензировании таких игр - соответствии их определенным возрастам или психологическим состояниям. Лицензирование (та же классификация плюс определенные полномочия) может опираться на сюжеты имеющихся и новых игр, доступные для игроков действия, результаты действий и т.п. Подобная лицензионная служба может быть организована по типу службы "присвоения звезд" кинофильмам или определения целевой аудитории читателей новых книг. Данная служба может и должна работать в режиме мониторинга, ее решения должны быть обязательными для руководителей общественных мест доступа к компьютерам. Легко, однако, понять, что данная служба не будет иметь возможности контролировать активность детей и подростков, играющих в игры на домашнем компьютере.

2. Интернет-аддикции, или зависимости от компьютеров и Интернета, могут быть подвержены и взрослые, и дети. Под зависимостью чаще всего понимают следующий комплекс действий [см. 2, 3, 4]. Это неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; готовность тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких и начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время; избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета; пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка "личное" время, работая в Интернете; постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера; злоупотребления кофе и другими тонизирующими средствами; подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

Набор вышеприведенных действий действительно встречается у ряда пользователей Интернета. При этом не доказано, что он свидетельствует именно о медико-психологической зависимости. Напомним, что терминологически под зависимостью понимается весьма ограниченный набор зависимостей, или аддикций наркотического типа: от табака, алкоголя, наркотиков, а также от азартных игр; имеются и некоторые менее распространенные виды аддикций. В настоящее время предпринимаются все более активные попытки расширить понимание зависимостей за счет разнообразных видов поведения (типа Интернет-аддикции), однако окончательного слова по этому поводу еще не произнесено.

Наверное, не всех интересуют терминологические тонкости: что можно, а что нельзя считать зависимостью. Вывод же может быть таков. Потенциально подверженным Интернет-аддикции людям ("аддиктам") следует порекомендовать обратиться за психологической помощью; о самостоятельном медикаментозном лечении, скорее всего, речь идти не может, поскольку "таблеток от Интернета" ожидать не приходится. Подобная рекомендация, скорее всего, должна исходить от близких аддикта или даже от посторонних; сами аддикты едва ли будут готовы принять такое решение. Психологическая помощь может быть оказана специалистом общего профиля - или же может быть организована специализированная служба психологической помощи компьютерным "фанатам", или "аддиктам". Думается, последний вариант был бы предпочтителен. Тем не менее такая служба, наряду со службой лицензирования компьютерных игр, до сих пор не создана и не действует.

3. Хакерство во всем мире считается у молодежи модным стилем поведения, популярность соответствующих стилей поведения и специализированных программ (для "кряка") возрастает. Не является исключением и Россия: для популярности хакерства/кардерства/фрикинга/кракерства и т.п. имеется множество объяснений. По-видимому, правомерно говорить о профессиональных хакерах-преступниках (занимаются хищением денежных средств, систематическим приобретением товаров по чужим электронным платежным документам, промышленным шпионажем и т.д.) и о хакерах-любителях (пытаются заниматься всем тем же плюс составление вирусов и др.). Первые жизненно нуждаются в скрытности и нераскрытии их незаконных действий; вторые, как показывают проведенные исследования, заинтересованы еще и в признании их способностей и специфических достижений со стороны "коллег"-хакеров либо просто окружающих.

Насколько можно судить, хакеры-профессионалы (т.е. несомненные преступники) неплохо разбираются в юридических последствиях своих поступков и сознательно выбрали данный стиль поведения. Трудно сказать, насколько они поддаются переубеждению и перевоспитанию. Преступный характер их деятельности подходит к концу либо как результат полицейско-милицейской борьбы с криминальной составляющей хакерства, либо как результат того, что самому хакеру наскучил подобный стиль жизни. Примеры того и другого известны. Что же касается хакеров-"любителей", то они в последнее время, как считается, особенно сильно досаждают специалистам по защите компьютерных систем во всем мире своими неспровоцированными и спорадическими вторжениями в удаленные компьютеры, модификацией и рассылкой вирусов. Многочисленность таких "любителей", незнание ими своеобразных "правил игры", которые уважают более профессиональные "специалисты" делают борьбу с ними особенно затруднительной. Однако, на наш взгляд, речь может и должна идти не о борьбе, а о воспитании любителей-хакеров.

Тут надо учитывать особенности их возраста - зачастую подросткового. В этом возрасте обычно известны универсальные моральные нормы, причем освоение их проходит хорошо изученные психологами стадии. Зачастую юным хакерам недоступен перенос достаточно известных им норм в новые ситуации, тем более связанные с непрямыми (дистантными) отношениями между людьми. В силу этого представляется, что при наличии соответствующей программы обучения этического характера многие интересующиеся хакингом дети и подростки не стали бы предпринимать запрещенные действия, и поток "новобранцев" в хакеры стал бы более скудным. Составление и реализация подобной программы повсеместного обучения оказалось бы и более гуманным по отношению к подрастающему поколению методом борьбы с хакерством, и к тому же более дешевым по сравнению со все возрастающими затратами на защиту информации.

Таковы, на взгляд автора, наиболее существенные соображения, которые возникают при обсуждении проблем негативного воздействия компьютеров и Интернета на современных детей и подростков.

Литература

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
2. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий / Под ред. А.Е.Войскунского. М., 2001.
3. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского. М., 2000.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.

 

Контактная информация

© 2006-2007 Кибермама
E-mail:
Правовая информация

Rambler's Top100

Дизайн сайта:
студия «Шаги»

1ps